В Екатеринбурге открывается выставка об истории собора

Екатеринбург, 29 мая - DIXINEWS.

Выставка посвящена ранней и новейшей истории Свято-Троицкого кафедрального собора Екатеринбурга, известного в городе как Рязановская церковь. Храм по праву считается одним из красивейших и крупнейших в Екатеринбурге.

В интерьере этого храма в 2002–2011 годах силами артели художников под руководством екатеринбургского художника-монументалиста О.Г. Вострецова (1960–2020) и при постоянном участии архитектора Полякова и художника Пьянкова были созданы фрески. Исполненные на высоком художественном уровне, c соблюдением православного канона, на основе традиций древнерусского искусства XV–ХVII веков, программные фрески создавались в реконструированной технике affresco – по сырой штукатурке, применявшейся в русском и западноевропейском Средневековье.

Большая часть пространства выставки отведена новому поступлению в фонды Музея архитектуры и дизайна – коллекции авторской графики Вострецова и его мастерской, переданной в дар музею в октябре 2020 года вдовой художника Л.М. Вострецовой. Это подготовительные материалы к монументальным фресковым росписям. Эскизы, рисунки (цветные и черно-белые), созданные для программной декорации храма, включают помимо обязательных сюжетов дополнительные – цикл Деяний Святой Троицы, темы из российской истории, серию росписей, посвященных уральским святым и новомученикам ХХ века.

Для эскизов краски изготавливались из минералов на основе яичного желтка. Точно такие же природные красители для фрески разводились на обычной воде, без связующих добавок. О. Вострецов вслед за ведущим иконописцем и мастером фресок конца XV – начала XVI века Дионисием отказался от черного цвета, сделав палитру акварельно-прозрачной.

Так как в предварительных материалах художник использовал иконописные приемы, мастером которых он был, данная коллекция авторской графики во многом уникальна. Наброски, рисунки, прориси, изначально задуманные как вспомогательная часть, исполнены настолько тщательно, что представляют собой самодостаточные произведения искусства.

Выставка призвана привлечь внимание к Свято-Троицкому храму, уникальному памятнику архитектуры эпохи классицизма первой половины ХIХ века, а также к важной проблеме – сохранности фресковой живописи как неотъемлемой части архитектуры собора.

О раннем периоде жизни храма свидетельствуют документы из Государственного архива Свердловской области, который выступил партнером выставки. На основании этих источников делается научное предположение о первом храмовом зодчем. О том, как происходило переоборудование церкви в кинотеатр в начале ХХ века, говорит проект архитектора К.Т. Бабыкина из фондов музея. О новейших этапах реконструкции храма (1998–2000) можно будет узнать из проектных материалов архитектора О. Г. Паршукова.

Работа выставки, приуроченной к празднику Святой Троицы, продлится до 4 июля. Возрастное ограничение 12+.