Транспортная реформа в Екатеринбурге обернулась часами ожиданий

Транспортная реформа в Екатеринбурге обернулась часами ожиданий
Пассажиры стоят в очереди на автобус. Источник: 1pnz.ru Автор фото: Еремей Ватутин

Екатеринбург, 13 февраля - DIXINEWS.

С 1 февраля в Екатеринбурге начался новый этап транспортной реформы. Все перевозчики, включая муниципальные и частные компании, окончательно перешли на обновленную систему взаимодействия с городскими властями, основанную на брутто-контрактах. 

Теперь доход от продажи билетов будет поступать в бюджет города, а перевозчики станут получать оплату за каждый пройденный километр. Власти запланировали выделить на реализацию этой реформы 13 миллиардов рублей.

Первые, кто ощутил на себе изменения, – транспортные компании, переговоры с которыми велись более полугода.

"Наконец удалось достичь договоренности о сумме выплат из бюджета за один километр – 175 рублей. В ближайшие шесть месяцев будем тестировать нововведения", – рассказал Юрий Минин, опытный предприниматель в сфере автобусных перевозок.

 

"РГ" решили самостоятельно оценить реформу, но глазами пассажира. Определить эффективность изменений в денежном эквиваленте сложно, зато можно подсчитать временные затраты на поездку по городу на различных видах транспорта – автобусе, троллейбусе или трамвае. В конце концов, главная цель реформы – обеспечить горожанам удобные и предсказуемые маршруты передвижения.

В ожидании перемен

Для проверки реформы я выбрала 2 февраля и отправилась в путь по популярному некогда маршруту № 25, соединяющему восточную и западную части Екатеринбурга. Автобусы этого маршрута проходят через центр по одной из ключевых улиц – Малышева. Во время чемпионата мира по футболу 2018 года маршрут считался примерным, поэтому именно на нем в первую очередь появились новые газовые автобусы, закупленные в рамках нацпроекта "Безопасные качественные дороги". Интервал движения составлял 10 минут, а заполненность салонов указывала на востребованность маршрута.

Я заняла место на остановке неподалеку от главной городской площади. Здесь не предусмотрено электронное табло с ожидаемым временем прибытия транспорта – только старая информационная табличка с расписанием, зависимым от времени суток. В указанной мне строке значилось: 16–32 минуты. Последняя цифра казалась завышенной: воскресный вечер, 18 часов, центр города полон людей, дороги свободны.

Но спустя полчаса оптимистичный настрой сменился разочарованием: автобус в пределах указанного времени не появился. Более того, его не было и через час… Окончательно замерзнув, я выбрала маршрут с пересадками. Как выяснилось позже, сделала правильно: на следующей остановке электронное табло показало, что до появления автобуса оставалось еще 12 минут. Выходит, разрыв между рейсами в день эксперимента достиг 72 минут!

Жители города уже давно убедились, что указание интервальных промежутков на остановочных табличках малоэффективно. Лично меня такие таблички только раздражают: сложно определить, когда прошел предыдущий автобус, а значит, неизвестно, ждать 10 или 40 минут. Однако власти этот взгляд не разделяют. На запрос "РГ" о возможности размещения точного расписания на остановках ответ был категоричным: такой вариант не рассматривается.

Цифровое неравенство

"График движения – это внутренний документ перевозчика, согласно которому транспорт выходит на маршруты. Таблички на остановках содержат не сам график, а данные об интервалах движения. Точное прибытие автобусов можно узнать на электронных табло, расположенных на ряде остановочных пунктов города", – говорится в ответе администрации на редакционный запрос.

К письму были приложены ссылки на мобильные приложения, отображающие в реальном времени местоположение транспорта с помощью системы ГЛОНАСС. Однако власти не учли, что далеко не у всех пассажиров есть смартфоны с доступом к интернету. Особенно это касается пожилых людей. Конечно, через несколько десятков лет пенсионеры будут уверенно пользоваться мобильными приложениями, но пока значительная часть горожан остается без важной информации о движении транспорта.

Один из возможных вариантов решения проблемы – установка электронных табло на всех остановках. Однако этот процесс идет медленно. Даже функционирующие экраны периодически выходят из строя. Городские власти, конечно, планируют развитие системы: как заявил мэр Екатеринбурга Алексей Орлов, к 2025 году в городе появится 160 новых остановочных комплексов, оснащенных современными электронными табло.

Автобус по требованию

Перевозчики также не спешат делать движение транспорта более предсказуемым для пассажиров. Причина очевидна: городские пробки приводят к отклонениям от графика, а водителям и так приходится сталкиваться с немалым стрессом.

"Существуют рабочие графики, соблюдать которые обязан водитель. Выход на линию фиксирует диспетчер. По ходу маршрута водитель отмечает прибытие в контрольные точки, а на конечной фиксирует время отправления в путевом листе", – пояснил Юрий Минин.

Логика сопротивления транспортников понятна, особенно если учесть жесткие штрафные санкции, введенные по новой системе брутто-контрактов. Ранее за нарушение расписания компании штрафовали на 1 тысячу рублей, и зачастую было проще заплатить штраф, чем выводить автобус на линию в нерентабельные часы. Теперь ситуация изменилась: если сумма контракта превышает 100 миллионов рублей, то штраф за невыход машины на линию или несоблюдение графика составляет 100 тысяч.

"В Тобольске система брутто-контрактов давно работает на практике. Контроль за соблюдением расписания ведется не через жалобы пассажиров, а с помощью датчиков, установленных по всему городу. Они фиксируют передвижение каждого автобуса и передают данные диспетчеру", – рассказал Сергей Вотинцев, владелец транспортной компании из Полевского.

Мэрия пока не раскрывает подробности системы контроля. Эти задачи будет решать Центр управления перевозками, который еще находится на стадии формирования.

Ждем лета

Контракты с перевозчиками подписаны пока лишь на полгода. Одним из главных показателей успешности реформы бизнес считает улучшение кадровой ситуации в отрасли. Увеличение зарплаты водителей до 150 тысяч рублей снизило нехватку кадров на транспортных предприятиях. В стоимость одного километра пробега теперь заложены не только расходы на топливо и износ техники, но и выплаты по больничным, отпускам и налогам. Однако инвестиционный компонент в тарифе пока не предусмотрен.

Что касается пассажиров, для них перемены пока не столь заметны.

P. S. Когда материал готовился к публикации, власти Екатеринбурга подвели первые итоги перевода автобусов на брутто-контракты. Анализ данных, полученных с навигационных систем, показал, что с 1 по 8 февраля было выполнено на 4,6 тысячи рейсов больше, чем неделей ранее, а число транспорта на маршрутах увеличилось на 23 процента. Также удалось восстановить несколько малозагруженных маршрутов: вместо пары автобусов на них теперь курсирует 7–8 машин.


Популярное сегодня

В Свердловской области построят фабрику для производства микрочипов

В Свердловской области построят фабрику для производства микрочипов

В Екатеринбурге обыскали создателя приложения для проверки автомобилей

В Екатеринбурге обыскали создателя приложения для проверки автомобилей

Владимир Машков проведёт в Екатеринбурге кастинг в школу Олега Табакова

Владимир Машков проведёт в Екатеринбурге кастинг в школу Олега Табакова

В Свердловской области запустят механизм развития территорий на 25 площадках

В Свердловской области запустят механизм развития территорий на 25 площадках

Губернатор Куйвашев выделил 124 млн рублей на ремонт гидротехнических объектов

Губернатор Куйвашев выделил 124 млн рублей на ремонт гидротехнических объектов

В Екатеринбурге открылась «Кладовая авангарда» с уникальными экспонатами

В Екатеринбурге открылась «Кладовая авангарда» с уникальными экспонатами

Свердловские студенты начали продвигать имидж компаний региона

Свердловские студенты начали продвигать имидж компаний региона

Представители «Инсайт Люди» выступят в третьем сезоне фестиваля супов

Представители «Инсайт Люди» выступят в третьем сезоне фестиваля супов

Кому выгодно вырубить яблоневый сад «Чайковской птицефабрики»?

Кому выгодно вырубить яблоневый сад «Чайковской птицефабрики»?

«Свердловский транспорт» поможет отследить межмуниципальные автобусы